СЛОВАРЬ-КЛАССИФИКАТОР ЯПОНСКИХ ТЕРМИНОВ

Настоящий словарь содержит систематизацию основных японских терминов, употребляемых в международном обиходе. Он охватывает важнейшие понятия и команды, связанные с традиционными формами общения и ритуалами в школе Дзюшин-рю кэмпо каратэ. Специальные термины, принятые в Дзюшин-рю кэмпо каратэ для обозначения разных видов техники, а также названия ката даны в том объеме, который необходим для понимания содержания квалификационных нормативов. Овладение японской терминологией, которое происходит постепенно в ходе традиционно организованных занятий, значительно экономит время на тренировках, облегчает процесс обучения. Знание специальных терминов, принятых в школе Дзюшин-рю кэмпо каратэ, является необходимой предпосылкой межнационального общения представителей разных стран и региональных отделений.

Общие понятия:

  • Кайчо – мастер, наставник всей организации (Евгений Павловский);
  • Сихан – мастер (с 4-го дана);
  • Сэнсэй – учитель, наставник (1-й, 2-й и 3-й даны);
  • Сэмпай – старший;
  • Кохай – младший;
  • Додзё – зал для занятий («место, где ищут путь») ;
  • Кихон – тренировка без партнера;
  • Рэнраку – комбинации;
  • Ката – форма, комплекс;
  • Кумитэ – спарринг;
  • Самбон кумитэ – условный учебный спарринг на 3 шага;
  • Якусоку иппон кумитэ – условный учебный спарринг на 1 шаг;
  • Джиу кумитэ – свободный спарринг;
  • Тамэсивари – разбивание твердых предметов различными частями тела;
  • Ибуки – силовое дыхание;
  • Ногарэ – мягкое дыхание;
  • Осу(Осс) – традиционная форма приветствия, выражение понимания и готовности.

Команды:

  • Сэйдза – опуститься на колени;
  • Мокусо – закрыть глаза;
  • Мокусо ямэ – открыть глаза;
  • Рэй – поклон;
  • Т(с)индэн ни рэй – поклон символической святыне школы;
  • Сэнсэй (сэмпай) ни рэй – поклон учителю (старшему);
  • Отагай ни рэй – поклон всем;
  • Йой – приготовиться;
  • Хадзимэ – начать;
  • Ямэ – закончить;
  • Маваттэ – повернуться;
  • Хантай – сменить стойку (левую на правую или наоборот);
  • Наорэ – вернуться в исходное положение;
  • Ясумэ – расслабиться.

Счет:

  • Ити – 1
  • Ни – 2
  • Сан – 3
  • Си(ён) – 4
  • Го – 5
  • Року – 6
  • Сити – 7
  • Хати – 8
  • Ку – 9
  • Дзю – 10

Стойки:

Ожидания и готовности:

  • - Хэйсоку-дати – ступни вместе;
  • - Мусуби-дати – пятки вместе, носки развернуты;
  • - Хэйко дати – ступни параллельно примерно на ширине плеч;
  • - Фудо-дати – пятки на ширине плеч, носки развернуты;
  • - Ути хатидзи-дати – стойка «голубя» (пятки на ширине плеч, носки повернуты внутрь).

Основные:

  • - Дзэнкуцу-дати – передняя стойка;
  • - Мото-дачи – укороченный вариант дзэнкуцу дачи;
  • - Кокуцу-дати – задняя стойка;
  • - Сантин-дати – стойка «крепости» или «песочные часы»;
  • - Киба-дати – стойка всадника;
  • - Найханти-дачи – укороченный вариант киба-дати;
  • - Сико-дати – стойка «борца сумо».

Переходные:

  • - Нэкоаси-дати – стойка «кота»;
  • - Цуруаси-дати – стойка «цапли»;
  • - Какэ-дати – «скрученная» стойка с заступом ноги сзади;
  • - Мороаси-дати – ступни параллельно на ширине плеч, одна нога выдвинута на длину ступни вперед.

Боевая:

  • - Дзию камаэтэ-дати или кумитэ-дати – стандартная боевая стойка.
в начало страницы

Уровни атаки и защиты:

  • Дзёдан – верхний (голова, шея);
  • Тюдан – средний (корпус);
  • Гэдан – нижний (ниже пояса).

Взаимное положение конечностей:

  • Ой – одноименное;
  • Гяку – разноименное (противоположное).

Стороны:

  • Хидари – левая;
  • Миги – правая.

Направления:

  • Аго – вверх;
  • Маэ – вперед;
  • Йоко – в сторону;
  • Усиро – назад;
  • Маваси – круговое;
  • Сото – внутрь;
  • Ути – изнутри;
  • Ороси – вниз.

Ударные части тела:

Руки:

  • Сэйкэн – кулак (передняя часть);
  • Уракэн – перевернутый кулак (тыльная часть);
  • Тэтцуи – «кулак-молот»;
  • Сюто – «рука-нож», внешнее ребро ладони;
  • Хайто – внутреннее ребро ладони;
  • Сётэй – «пятка» ладони;
  • Кокэн – запястье;
  • Кумадэ – «медвежья лапа», ладонь с полусогнутыми пальцами (ср. Хира- кэн);
  • Ёхон нукитэ – «рука-копье», ладонь с выпрямленными четырьмя пальцами;
  • Иппон нукитэ – кулак а выпрямленным указательным пальцем;
  • Нихон нукитэ – рука с выпрямленными пальцами, образующими «вилку»;
  • Иппонкэн – кулак со сжатым наполовину указательным пальцем;
  • Накаюби иппонкэн – кулак со сжатым наполовину средним пальцем;
  • Ояюби иппонкэн – кулак с полусогнутым большим пальцем;
  • Хиракэн – кулак со сжатыми наполовину пальцами, ладонь открыта (ср. кумадэ);
  • Рютокэн – кулак «голова дракона», пальцы сжаты наполовину, средний выдвинут вперед, образуя вершину треугольника в суставах;
  • Хайсю – тыльная сторона ладони;
  • Тохо – «рука-крюк», раскрытая ладонь с отведенным большим пальцем;
  • Кэйко – «рука-клюв», пальцы собраны в щепотку;
  • Котэ – предплечье;
  • Хидзи – локоть.

Ноги:

  • Тюсоку – подушечка пальцев стопы;
  • Сокуто – «нога-нож», внешнее ребро стопы;
  • Тэйсоку – внутренняя выемка стопы;
  • Хайсоку – подъем стопы;
  • Аси – подошва;
  • Какато – пятка;
  • Сунэ – голень;
  • Хидза – колено.
в начало страницы

Удары руками:

Толчковые кулаком:

  • Сэйкэн (тюдан, дзёдан, гэдан) цуки – удар кулаком (на всех уровнях);
  • Татэ-цуки – удар кулаком, расположенным вертикально;
  • Агэ-цуки – удар крюком снизу вверх (в подбородок);
  • Сита-цуки (или уракэн-сита-ути) – удар крюком снизу вперед (в корпус);
  • Ороси-цуки – удар крюком сверху вниз (в корпус), т.е. зеркально симметрично по сравнению с сита-цуки;
  • Моротэ-цуки – удар двумя руками (в лицо, корпус);
  • Яма-цуки – удар двумя руками на разных уровнях (на верхнем и среднем или нижнем);
  • Дзюн-цуки – удар в сторону.

Толчковые производные:

  • Сётэй-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) – удар «пяткой» ладони (на всех уровнях);
  • Ёхон нукитэ – удар «копьем» (в горло, в сплетение);
  • Нихон нукитэ – удар «вилкой» (в глаза);
  • Иппонкэн – кулак со сжатым наполовину указательным пальцем(в лицо, корпус);
  • Хиракэн-цуки – удар суставами сжатых наполовину пальцев (в лицо, корпус);
  • Рютокэн-цуки – удар суставами в положении «голова дракона» (в лицо, корпус);
  • Тохо-цуки (ути) – удар «рукой-крюк» (в горло, под нос).

Секущие:

  • Сэйкэн аго-ути – верхний прямой удар кулаком;
  • Тэтцуи коми ками-ути – удар «молотом» сбоку снаружи по голове;
  • Тэтцуи ороси ганмэн-ути – удар «молотом» сверху по голове;
  • Тэтцуи хизо-ути – удар «молотом» сбоку снаружи по ребрам;
  • Тэтцуи ёко-ути (дзёдан, тюдан, гэдан) – удар «молотом» наотмашь в сторону (на всех уровнях);
  • Уракэн сёмэн ганмэн-ути – удар перевернутым кулаком вперед в лицо;
  • Уракэн саю ганмэн-ути – удар перевернутым кулаком в сторону сверху в лицо;
  • Уракэн хизо-ути – удар перевернутым кулаком в сторону сбоку по ребрам;
  • Уракэн ганмэн ороси-ути – удар перевернутым кулаком сверху по голове;
  • Уракэн сита-ути – см. сита-цуки;
  • Сюто сакоцу-ути – удар ребром ладони сверху по ключице;
  • Сюто сакоцу-утикоми – прямой (режущий) удар ребром ладони по ключице;
  • Сюто ганмэн-ути – удар ребром ладони сбоку по голове, по шее;
  • Сюто хизо-ути – удар ребром ладони сбоку снаружи по ребрам;
  • Сюто йоко ганмэн-ути – удар ребром ладони наотмашь в сторону по голове, по шее;
  • Сюто дзёдан ути-ути – удар ребром ладони наотмашь вперед по голове, по шее;
  • Сэйкэн маваси-ути – удар крюком сбоку (в голову, в корпус);
  • Уракэн маваси-ути – круговой удар перевернутым кулаком в голову;
  • Хиракэн маваси-ути – круговой удар ладонью в позиции «медвежья лапа»;
  • Накаюби иппонкэн – закругленный удар кулаком со сжатым наполовину средним пальцем (в лицо, корпус);
  • Ояюби иппонкэн – закругленный удар кулаком с полусогнутым большим пальцем (в лицо, корпус);
  • Хайто (маваси)-ути – круговой удар внутренним ребром ладони (по шее, в корпус);
  • Моротэ хайто-ути – двойной круговой удар внутренними ребрами ладоней (до скрестного положения рук в кихоне) в голову, по шее;
  • Гэдан хайто-ути – круговой удар внутренним ребром ладони вперед в пах;
  • Хайсю-ути – удар тыльной стороной ладони (в лицо, корпус);
  • Кокэн-ути – удар запястьем (на разных уровнях и по разным траекториям);
  • Кэйко-ути – прямой удар «клювом» в глаз (ср. технику сэйкэн аго-ути).

Локтем:

  • Маэ хидзи атэ (дзёдан, тюдан) – вперед сбоку (в корпус, голову);
  • Агэ хидзи атэ (дзёдан) или хидзи аго-ути – вперед снизу в подбородок;
  • Агэ хидзи атэ (тюдан) – вперед снизу в корпус;
  • Ороси хидзи атэ – сверху вниз;
  • Йоко хидзи атэ – в сторону (с помощью другой руки);
  • Усиро хидзи атэ – назад (с помощью другой руки), в том числе при выполнении «вертушки»;
  • Энкей гьяку цуки – разноименный удар рукой с круговым движением.
в начало страницы

Удары ногами:

  • Хидза-гэри – удар коленом;
  • Кин-гэри – удар подъемом стопы в пах;
  • Фукубу гери – удар ногой в нижнюю часть живота вперед-вверх подушечкой под пальцами одновременно с толчком пяткой;
  • Маэ сокусэн гери – удар ногой в нижнюю часть живота вперед большим пальцем ноги;
  • Маэ-гэри тюдан или дзёдан (тюсоку, какато) – прямой удар вперед в корпус или голову (подушечкой пальцев стопы или пяткой);
  • Маэ какато-гэри гэдан – удар пяткой вперед сверху вниз;
  • Маэ тюсоку кэагэ – маховый удар вперед и вверх;
  • Тэйсоку маваси сото кэагэ – маховый круговой удар выемкой стопы снаружи внутрь;
  • Хайсоку маваси ути кэагэ – маховый круговой удар внешней частью стопы изнутри;
  • Сокуто йоко кэагэ – маховый удар в сторону внешним ребром стопы;
  • Кансэцу-гэри – удар ребром стопы в коленный сустав;
  • Йоко-гэри тюдан или дзёдан – удар ребром стопы в сторону в корпус или голову;
  • Гэдан маваси-гэри – низкий круговой удар голенью в бедро («лоукик»);
  • Маваси-гэри тюдан или дзёдан (хайсоку, тюсоку) – круговой удар в корпус или голову (подъемом, подушечкой пальцев стопы);
  • Усиро-гэри (тюдан, дзёдан) – удар пяткой назад в корпус или голову;
  • Агэ какато усиро-гэри – удар пяткой назад от колена снизу в пах;
  • Дзёдан ути хайсоку-гэри – диагональный удар подъемом стопы изнутри в голову;
  • Ороси сото какато-гэри – удар пяткой сверху вниз после кругового выноса ноги снаружи вверх;
  • Ороси ути какато-гэри – удар пяткой сверху вниз после кругового выноса ноги изнутри вверх;
  • Какэ-гэри (тюсоку) или ура маваси-гэри – обратный круговой удар в голову;
  • Усиро маваси-гэри дзёдан, тюдан, гэдан (тюсоку, какато) – обратный круговой удар с «вертушкой» на всех уровнях.
в начало страницы

Блоки руками:

  • Сэйкэн тюдан сото-укэ – блок снаружи внутрь предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн тюдан ути-укэ – блок изнутри наружу предплечьем (кулак сжат) на среднем уровне;
  • Сэйкэн дзёдан-укэ – верхний блок предплечьем (кулак сжат);
  • Сэйкэн маэ гэдан-барай – нижний блок предплечьем вперед (кулак сжат);
  • Моротэ-укэ – блок в положении ути-укэ, усиленный второй рукой;
  • Моротэ тюдан ути-укэ – двойной разводящий блок предплечьями изнутри на среднем уровне;
  • Тюдан ути-укэ/гэдан-барай – двойной блок предплечьями на среднем и нижнем уровнях;
  • Маваси гэдан-барай – нижний блок предплечьем с изначальным круговым (парирующим) выносом руки к голове (в отличие от прямого замаха в базовом блоке);
  • Сюто маваси-укэ – круговой блок в позиции сюто;
  • Сэйкэн дзюдзи укэ дзёдан и гэдан – верхний и нижний скрестный блок предплечьями (кулаки сжаты);
  • Сётэй-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) – блок «пяткой» ладони на всех уровнях;
  • Сюто тюдан сото-укэ – аналогично базовому блоку в позиции сэйкэн, но ребром ладони;
  • Сюто тюдан ути-укэ – то же;
  • Сюто дзёдан-укэ – то же;
  • Сюто маэ гэдан-барай – то же;
  • Сюто дзёдан ути-укэ – блок ребром ладони от головы;
  • Маэ сюто маваси-укэ – двойной круговой блок спереди в позиции сюто;
  • Сюто дзюдзи-укэ дзёдан и гэдан – верхний и нижний скрестный блок в позиции сюто;
  • Тэнсё – покрытие внешним ребром ладони;
  • Какэ-укэ дзёдан, тюдан – верхний, средний блок изнутри с покрытием ребром ладони;
  • Моротэ какэ-укэ дзёдан, тюдан – верхний, средний усиленный блок изнутри с покрытием ребром ладони;
  • Тюдан хайто ути-укэ – блок изнутри раскрытой рукой с покрытием тыльной стороной ладони;
  • Кокэн-укэ (дзёдан, тюдан, гэдан) – блок запястьем по разным траекториям на всех уровнях;
  • Гэдан сюто моротэ-укэ – двойной разводящий блок раскинутыми руками сверху вниз и в стороны;
  • Гэдан сётэй моротэ-укэ – двойной нижний блок в позиции сётэй (основания ладоней соприкасаются);
  • Хидзи-укэ (тюдан, гэдан) – блок локтем внутрь на среднем и нижнем уровнях, с упором в бедро;
  • Дзёдан хидзи-укэ – круговой верхний блок локтем внутрь;
  • Осай-укэ – накладка ладонью.
в начало страницы

Блоки ногами:

  • Сунэ-укэ – блок голенью;
  • Хидза-укэ – блок коленом;
  • Тэйсоку маваси сото кэагэ укэ – маховый круговой блок выемкой стопы снаружи внутрь;
  • Хайсоку маваси ути кэагэ укэ – маховый круговой блок внешней частью стопы изнутри;
  • Кансэцу-укэ – блок ребром стопы в коленный сустав;
  • Маэ какато-гедан укэ – блок пяткой вперед сверху вниз;
  • Маэ тюсоку кэагэ укэ – маховый блок вперед и вверх.
в начало страницы